|
ИСТОРИЯ БИСЕРА |
Бисерные работы — живое предание
старины. Ведь бисер, как материал, более устойчив к влиянию времени, нежели
шелк или шерсть, и потому, если изделие не имеет никаких механических повреждений, оно доходит до нас в той
красочной гамме, которая создана в далеком прошлом. Это роднит бисер с
живописью по эмали и фарфору, которые также сохранили для нас вкусы и замыслы
отдаленных поколений. Родиной бисера считается Древний
Египет. Там из непрозрачного стекла изготавливали крупные бусы. Процесс
обработки стекла совершенствовался, бусины становились все мельче и мельче.
Так появились бисер — мелкие скругленные бусинки и стеклярус — бусы в виде
трубочек, выплавлявшиеся из цветного стекла. Бисер был известен в Античном
мире. У некоторых народов он служил меновой монетой. В Африке, на- пример, в
рабовладельческие времена всего за
несколько связок бисера можно было купить раба. Бисер наделяли магической
силой, приписывая ему свойства оберега. Наибольшего совершенства
производство бисера достигло в Венеции.
Знаменитые стекольные мастерские острова Мурано с
XIII по XVII век не знали себе равных. Рецепты изготовления прозрачного и
цветного венецианского стекла строго оберегались — за их разглашение
полагалась смертная казнь. Венецианский бисер наводнил весь мир, принося
колоссальные богатства производившей его стране. Он был такой тонкой
выработки, что нашитый на холст ряд бисеринок оказывался равным толщине нитки
этого холста. Характерной чертой венецианского бисера была его круглая форма. Особой интенсивностью
производство бисера отличалось в XV и начале XVI веков. В этот период
появился новый рынок сбыта бисера в связи с открытием Америки, где бисер
глубоко вошел в культуру американских индейцев. В конце XVII — начале XVIII века
бисер начали изготавливать в Германии и Франции, а к концу XVIII века самым
значительным конкурентом Венеции стала Богемия (Чехия). Благодаря
соперничеству этих двух главных бисерных центров мелкий бисер для вышивания
становится все разнообразнее, что дает возможность первой четверти XIX века
превзойти все предыдущие периоды по количеству и качеству бисерных работ. В
конце XIX века в результате изобретения машины для производства бисера в
Богемии появился дешевый бисер. В это же время происходит спад интереса к
бисерному рукоделию. Бисер становится более крупным, бледнеют его цвета и
оттенки. На
Руси бисер был известен с давних времен. Здесь уже во времена Киевской Руси
(IX—XII вв.) в кустарных стекольных мастерских делали не только стеклянные
бусы, браслеты, но и бисер. Он получил хождение наряду с жемчугом, который особо любили на
Руси. Отметим, кстати, что в русских толковых словарях XV — XVII веков словом
«бисер» обозначали жемчуг («бисер», «перлы», «жемчуг»). Только во второй
четверти XVII века в письменных источниках упоминается цветной, то есть
стеклянный бисер. Так стали называть мелкие стеклянные бусы, внешне
напоминавшие жемчуг. Термин «стеклярус» возник еще позднее. Татаро-монгольское нашествие надолго
остановило стекольное производство и вплоть до XVIII века
бисер был привозным. Он был дорог и использовался лишь среди высшего
духовенства и при дворе: им декорировали одежду и предметы культового
обихода, позже — усадебного интерьера. Постепенно использование бисера
достигает значительных размеров, что побуждает правительство принять меры к
открытию его производства в России. А в 1752 году М.В. Ломоносов учредил в Усть-Рудице (под Ораниенбаумом) мастерскую для
изготовления бисера, стекляруса и мозаики по изобретенным им рецептам выплавления цветного стекла. По качеству бисер Ломоносовских
мастерских был близок к венецианскому. Работы в мастерских велись с 1754 по
1765 год. После смерти ученого они были прекращены, а потребность в бисере и
стеклярусе по-прежнему удовлетворялась за счет привозного. «Каждому народу достается наследство от
предыдущих поколений, сделанное их руками, созданное их гениями и талантами.
Громадно, обширно наследство русского народа, — пишет М.Н.Мерца-лова
в книге «Поэзия народного костюма». — Веками копилось оно, и вкладывали в
него русские люди не только свой труд, но и свою душу, свои мечты, надежды,
радости и горести. Уходило и терялось многое — время не щадило человека и его
творения, но то, что сохранилось, что дошло до нас, открывает нам
неповторимый, дивный лик народа-творца, очищенный от всего случайного, наносного,
способного исказить истинный смысл созданного им». Техника работ с бисером
разнообразна. Это — вышивка, вязание крючком и на спицах, низание, плетение,
ткачество, мозаика на воске, наклеивание на кожу. На Руси наиболее популярной
была вышивка. Мастерицы работали с мельчайшим бисером. Иглы использовали специальные,
особо тонкие — немецкие или английские. Если же и эта игла не проходила через
отверстие бисера, то вместо нее брали щетинку, конец которой расщепляли и
вкладывали туда нитку. Или кончик нитки покрывали воском, нанизывали
бисерину, затем продевали нитку в иголку и делали стежок, нитку выдергивали
из иголки—и все повторялось заново. Низание и
плетение использовалось при создании отделки крестьянского костюма. Бисер
низали на нить или конский волос (из хвоста жеребенка). В разных местностях бытовали свои
традиции. В соответствии с ними украшения из бисера носили каждый день или
только в праздник, до старости или только в молодые годы. Очень
распространены были ажурные воротники — «ошейник», «сетка», «подгорлок» (теперь их называют «старорусские»). Появились
они, когда в народный костюм стала проникать европейская мода и начали шить
рубашки с глубоким вырезом. Открытую часть шеи и груди закрывали сеткой из
мелкого жемчуга, рубленного перламутра или бисера. Ко многим нарядным девичьим и
женским головным уборам, в частности к кокошнику, приделывалась ажурная сетка
из жемчуга, сколов ракушек или белого бисера. Называли такую сетку
по-разному: поднизь, налобник, рясна. Женский
головной убор «сорока» сзади украшали позатыленем (позатыльником) — плетеной из разноцветного бисера
прямоугольной сеткой. Плели также подвески, серьги, накосники,
пояса и многое другое. Разных размеров, форм, однотонные и многоцветные, эти
украшения придавали праздничность одежде, подчеркивали неповторимость каждого
костюма. Полищук
Е.Г. Чехол для ключей «Стрелец». Мозаичное плетение В
бисерных узорах встречаются мотивы ромба, S-образных знаков, косых крестов,
зигзагов. Все эти фигуры, воспроизведенные в орнаментальном ритме, производят
впечатление магического повтора,
имевшего в древности ритуальный смысл. С 30-х годов XIX века в городах
увлечение бисером стало ослабевать, но русская провинция оставалась
ему верна до 60-х годов — начала разрушения традиционного усадебного
уклада жизни. На этом завершается «золотой век-русского бисера. Однако
бисерное рукоделие не прекратилось. В конце XIX века в некоторых регионах
европейской части страны (в Подмосковье, на Украине, Тамбовщине,
под Тулой) были организованы кустарные бисерные производства. Активный
интерес к бисеру возрождается с 60-х годов нашего столетия. Появляются новые
элементы техники и приемы работы с использованием как старинных рисунков и
орнаментов, так и вновь созданных. Мастера-энтузиасты этого времени москвичи
Вера Константиновна Гладилина, Светлана Владимировна Хансуворова,
киевлянка Энгелиса Никитична Литвинец
и многие другие расшифровывали, воспроизводили старые и изготавливали
современные бисерные изделия, таким образом сохраняя
и развивая традиции своих предшественников, обеспечивая преемственность в
нашей культуре. Бисер по-прежнему используется
привозной, в большинстве своем чешский. Правда, в начале 90-х годов появилась
надежда на отечественный бисер: на Украине (г. Харьков) была создана
технология и налажен выпуск бисера очень хорошего качества — разных размеров,
очень ровный (его почти не надо калибровать), с большой цветовой и оттеночной
гаммой. Однако после отделения Украины производство бисера на этом
предприятии было прекращено. |
|